Региональное информационное агентство
поиск по статьям и новостям

Взлет из вечной мерзлоты: как Россия обеспечивает тотальный контроль над небом Арктики

06.11.2017, 21:29      Новости Воркуты

Строительство аэродромов в Арктике прежде всего касается вопроса национальной безопасности. Эта проблема впервые появилась в середине прошлого века, когда весной 1949 года американская авиация усилила разведку в приграничном воздушном пространстве Советского Союза.

Десять военных аэродромов в Арктике, программа строительства которых началась еще три года назад, уже готовы к боевому применению. Подобное в условиях Крайнего Севера и вечной мерзлоты еще никто в мире осуществить не мог – Россия смогла и обеспечила свои северные рубежи надежной защитой с суши, воздуха и воды. Основные военно-воздушные базы располагаются на мысе Шмидта, острове Врангеля, острове Котельный, архипелаге Земля Франца-Иосифа и на территории Мурманской области. Каждый из них теперь будет иметь возможность обеспечивать взлет и посадку как тяжелых транспортных самолетов, так и истребителей-перехватчиков, в первую очередь МиГ-31, которые способны выходить в стратосферу и уничтожать как самолеты вероятного противника, так и ракеты разных классов, вплоть до баллистических. Аэродромы будут всесезонными и смогут принимать различные типы самолетов.

Оценить масштаб этого строительства сможет не каждый – нужно увидеть условия, в которых оно ведется. Мне, например, довелось побывать на острове Котельный в составе экспедиции Дмитрия Шпаро. Сейчас там уже практически готов к эксплуатации военный аэродром Темп, который не просто восстановили, а фактически построили заново. А еще несколько лет назад приземлиться на острове можно было разве что на вертолете, да и то у береговой линии, где есть каменистая почва. Остальная территория представляет собой мерзлый грунт, который летом, если можно так назвать короткий промежуток времени, когда воздух прогревается максимум до пяти-десяти градусов, абсолютно не пригоден для каких-либо строительных работ. Тем не менее на Котельном за весьма короткий срок построили и модульный городок арктического типа для размещения военнослужащих, и взлетно-посадочную полосу, способную принимать самолеты в любых погодных условиях. Поверьте, это нереально круто. Министерство обороны России сейчас уделяет особое внимание своим подразделениям в Арктике. Под работу в условиях Крайнего Севера разработаны отдельные версии вооружений и техники, завершается строительство инфраструктурных объектов для более чем 20 тыс. военнослужащих. И особую роль в развитии российской арктической группировки играют военные аэродромы.

«Истребительной авиации крайне важны места дислокации на земле, чтобы оперативно вылетать на перехват противника, – рассказывает эксперт ВВС Александр Дробышевский. – Еще во времена Великой Отечественной войны использовалась практика "аэродромов подскока", когда полевой аэродром находился практически у линии фронта. На Севере с его многотысячными расстояниями тоже очень важно иметь возможность вылететь на перехват с более близкого расстояния. Не тратить драгоценное время, взлетев, скажем, из Новосибирска, а подняться в воздух из акватории Северного Ледовитого океана – тут любая цель близка. Есть существенная выгода в арктическом размещении и для стратегической авиации. В принципе, ей там нет смысла постоянно базироваться, но в случае необходимости "стратеги" могут рассредоточиться по всем военным аэродромам, а их предполагается содержать целый десяток, и совершать боевые вылеты до тех же США с возможностью обратного возвращения, расстояние вполне позволяет. По сути, сейчас в Арктике оборудованы те самые "аэродромы подскока", которые позволят в случае необходимости не только полностью контролировать небо Арктики в пределах границ России, но и оперативно достигать любых целей в этой части континента».

Крайний Север – это, конечно, очень далеко. И, например, если добираться из Москвы до Тикси, нужно совершить многочасовой перелет до Иркутска, потом еще изрядное время лететь местными авиалиниями до места назначения. Долго и, заметим, дорого. Впрочем, вопросы логистики в Арктике сегодня эффективно решает российский ледокольный флот. Ледоколы, которых у России больше, чем у какой-либо другой страны, увеличили навигацию с шести до девяти месяцев. Сейчас это имеет большое значение, поскольку на шести северных островах идет активное строительство военной инфраструктуры, а ледоколы ведут караваны кораблей со строительными материалами: аэродромными плитами, цементом, металлом, трубами, арматурой и техникой. Согласно данным Минобороны, Спецстрой России сегодня заканчивает работы по реконструкции и строительству десяти аэродромов в арктической зоне, среди которых Североморск-1, аэродром на острове Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа), который в будущем сможет принимать самолеты Ил-78, Рогачево (Архангельская область), Тикси (Республика Саха (Якутия)), Темп (остров Котельный).

Ведутся также реконструкции аэродромов Североморск-3 (Мурманская область), Нарьян-Мар (Архангельская область), Воркута (Республика Коми), Алыкель (Красноярский край), Анадырь (Чукотский АО). «Это такая "паутина", которая покроет все арктическое побережье России, – говорит военный эксперт Владислав Шурыгин. – Раньше мы закрывали Север в основном средствами ПВО, которые и сейчас существенно усилятся, насколько мне известно, за счет развертывания новой дивизии противовоздушной обороны. Арктический доступ для авиации этот потенциал очень серьезно усилит – теперь тут, как говорится, и мышь не проскочит. Новая группировка сил и средств ВКС в регионе способна надежно прикрыть и промышленный Урал, и столичный регион. Речь идет не только о строительстве взлетно-посадочных полос, планируется возвести всю необходимую инфраструктуру, а именно пункты наведения авиации, радиолокаторы. Самое главное, все это находится в действующем режиме – система безопасности уже работает». Стоит отметить, что строительство аэродромов в Арктике прежде всего касается вопроса национальной безопасности. Эта проблема впервые появилась в середине прошлого века, когда весной 1949 года американская авиация усилила разведку в приграничном воздушном пространстве Советского Союза. Самолеты США летали с регулярной периодичностью, изучая, на каком расстоянии их засекали советские локаторы ПВО, затем разворачивались на 180 градусов и уходили. Американцам это было нужно знать для разработки плана войны с СССР под названием Dropshot, в ходе которой предполагалось сбросить на объекты Советского Союза 300 атомных и 200 тыс. обычных бомб. Осуществить этот план было проще всего с Севера.

Именно поэтому еще с начала 50-х годов в СССР началось строительство аэродромной сети на северных островах, чтобы охранять подходы к Новой Земле. Идею удалось воплотить именно сейчас, причем в более глобальных масштабах. Арктика была и остается важнейшим регионом как для экономического развития, так и для сохранения баланса сил ядерного сдерживания. Сейчас уже можно смело утверждать, что это направление России удалось полностью обезопасить. Автор статьи: Виктор Сакирко, телеканал " Звезда ", фото пресс-службы Минобороны РФ vorkuta-online.ru, 2017 ***Внимание! Частичное или полное копирование материалов для их публикации на других ресурсах, в социальных сетях и т.д. разрешается только с указанием прямой ссылки на сайт www.vorkuta-online.ru!

Источник: www.vorkuta-online.ru
 Читайте также:

Власти Воркуты подготовили новогодний сюрприз для горожан, но пока держат его в секрете

В Воркуте на Центральной площади поставили елку, детки катаются с горок. Как сообщает ИА " Невские новости ", уже установлены специальные формы, в которых прессуется снег для будущих фигур. И хотя новогоднее убранство обещает быть скромным, сюрприз местные власти все-таки обещ..

С середины следующей недели в Воркуте ожидается потепление

До среды республика Коми ещё останется под влиянием области повышенного атмосферного давления, поэтому холодная погода сохранится. Как сообщают синоптики Коми ЦГМС, ночные температуры будут понижаться до -18...-23С, днем в понедельник повсеместно температура будет повышаться л..

В конце 2018 года в Коми появятся свежие огурцы и помидоры из Сосногорска

Глава Коми Сергей Гапликов дал старт строительству современного тепличного комплекса в Сосногорске. В торжественной церемонии забивки первой сваи под фундамент агропромышленного объекта приняли участие руководитель проекта ГК «Ренова» Дмитрий Туляков и генеральный директор ООО..

В Воркуте продолжается Спартакиада среди Общественных организаций города

Как отметила председатель Независимого общественного союза, председатель общественной волонтерской организации «Лети лепесток» Ольга Филиппова, именно общественники города выступили с инициативой проведения в Воркуте данных соревнований и стали их организаторами. В статусе Спа..

Год добрых дел: новогодняя благотворительная акция «Исполни мечту ребенка»

История №7 – Климова Полина. Полина ? скромная милая девочка. На вопрос «Любишь ли ты праздник Новый год, и что мечтаешь получить в подарок от Деда Мороза?», она, застеснявшись и посматривая на маму, словно ища поддержки, ответила: «Коньки! Я очень хочу коньки! Можно?». На лиц..

Сергей Гапликов предложил продлить железную дорогу от Воркуты до Карского моря

Как сообщает ИА " Интерфакс ", глава республики Коми Сергей Гапликов предлагает продлить ветку Северной железной дороги "Карскомур" от Воркуты до порта "Арктур" на берегу Карского моря, продолжая развитие Северного широтного хода. "Через порты Карского и Белого морей ре..

Более 200 воркутинских дошкольников приняли участие в выполнении нормативов «ГТО» в ноябре

За ноябрь 2017 года более 200 воспитанников дошкольных образовательных учреждений города Воркуты прошли тестирование своих физических возможностей и выполнили нормативы ВФСК «Готов к труду и обороне». Юные воркутинцы приняли участие в выполнении нормативов общей физической под..

Две шахты «Воркутауголь» досрочно выполнили годовой план по добыче угля

Шахты «Заполярная» и «Воргашорская» АО «Воркутауголь» – одной из крупнейших угледобывающих компаний России, входящих в ПАО «Северсталь», – ровно на месяц раньше срока справились с годовыми производственными заданиями по добыче угля. Годовой бизнес-план по добыче на «Зап..

Мнение редакции интернет сайта riasv.ru никогда не совпадает с мнением, высказанным в новостях.

Пользовательское соглашение   |   Контактная информация   |   Города
Copyright © 2014-2017 riasv.ru - региональное информационное агентство